Подбор колес и колесных опор
1. Прежде всего определитесь: вам нужны колеса или колесные опоры - это разные вещи. |
Колесо![]() 1-Шинка 2-Обод-ступица 3-Подшипник |
Колесная опора![]() 1-Колесо 2-Ось колеса 3-Кронштейн 3.1-Крепежная панель 3.2-Рулевая вилка |
2. Поговорим о колесах. |
Для начала надо заметить, что колесо может быть с шинкой (из резины, полиуретана, экстратана и т.п.) и без оной - от этого зависит контакт с поверхностью. Обод-ступица может быть пластмассовой или металлической - здесь играет роль степень надежности возлагаемая на колесо. Огромное влияние на ходовые характеристики колес и, следовательно, на мобильность конструкций оказывают подшипники колес, поэтому о них тоже необходимо здесь упомянуть.
![]() |
Подшипники скольжения Простые, недорогие, в большинстве случаев не требуют ухода, устойчивы к коррозии. Используются в основном в области аппаратных роликов и роликов транспортного оборудования, на объектах, не требующих постоянных передвижений и передвигающихся лишь на низких скоростях. |
![]() |
Роликовые подшипники Прочные, стойкие, почти не требуют ухода, достаточно компактные. Основное использование: транспортное оборудование. (Роликовые подшипники иногда называют игольчатыми) |
![]() |
Шариковые подшипники Отвечают самым высоким требованиям в отношении грузоподъемности, ходовых характеристик (даже при высоких скоростях) и устойчивости к влияниям окружающей среды. Используются, главным образом, в технически более совершенных роликах транспортного оборудования и большегрузных роликах. |
Теперь надо прикинуть диаметр колеса (хорошо бы кроме наружного диаметра D определиться и с внутренним d (диаметр отверстия в колесе)).
![]() |
D-Диаметр колеса B-Ширина колеса d-Диаметр осевого отвестия n-Ширина ступицы |
3. Если вы решили выбрать колесную опору, то для начала следует подумать о маневренности движения: здесь колесные опоры деляться на 2 группы: |
Поворотные | ![]() |
-Рулевая вилка 2-Крепежная панель 3-Поворотный узел 4-Ось поворотного узла 5-Ось колеса h-Общая высота а-Смещение r-Радиус поворотного движения |
Фиксированные | ![]() |
h-Общая высота |
Поворотные колесные опоры могут вращаться относительно своей вертикальной оси и делают приборы и оборудование управляемыми при движении. Крепежная панель (2) жестко крепится к приборам и оборудованию, а рулевая вилка (1) может свободно вращаться вокруг оси поворотного узла (4), благодаря наличию в поворотном узле (3) подшипника (чаще всего применяется двухрядный упорно-радиальный подшипник), расположенном между панелью и вилкой.
Как видно из рисунка,"а" (смещение) - это расстояние в горизонтальном направлении от оси поворотного узла (4) до оси колеса (5). Оно позволяет уменьшить усилие, необходимое для поворота вилки, и способствует, при его правильном выборе, легкому управлению объектом и стабильности его прямолинейного движения.
Фиксированные колесные опоры не способны вращаться вокруг своей вертикальной оси и обеспечивают тем самым стабильность направления движения.
4. Колесные опоры должны за что-то крепиться к вашим кострукциям. Здесь тоже все просто. Вам предлагается 3 варианта, наиболее удобных в применении: |
Для поворотных колесных опор
Колесные опоры с панелью![]() h-Общая высота p-Размеры панели I-Позиции крепежа d-Диаметр крепежных отверстий a-Смещение r-Радиус поворотного движения |
Колесные опоры со стержнем![]() h-Общая высота a-Смещение r-Радиус поворотного движения zd-Диаметр стержня zl-Длина стержня |
Колесные опоры с отверстием![]() h-Общая высота a-Смещение r-Радиус поворотного движения pd-Диаметр панели dm-Диаметр крепежного отверстия |
Для фиксированных колесных опор
Колесные опоры с панелью ![]() |
h-Общая высота p-Размеры панели I-Позиции крепежа d-Диаметр крепежных отверстий |
Для крепления фиксированных колесных опор применяются те же элементы, что и для крепления поворотных колесных опор. При этом крепежная панель находит наиболее частое применение. Необходимо заметить, что фиксированных колесных опор со стержнем нет, т.к. они не отличаются особым удобством. |
В серии аппаратных колесных опор также используются варианты крепления стальным стержнем с резьбой (М10Х30 и М12Х30) и раздвижной цапфой (Expa).
5. На колеса или колесные опоры возлагается задача перевозки, а потому масса предполагаемых перемещаемых предметов или конструкций играет важную роль, так что необходимо определиться с грузоподъемностью (T). |
Соответствующая колесная опора с необходимой грузоподъемностью может быть определени по формуле: | ![]() |
где: C : необходимая грузоподъемность колеса E : масса тележки или тары L : масса груза N: число колес S: коэффицент безопасности |
|
Более простой метод расчета необходимой грузоподъемности приведен в формуле: | ![]() |
Для учета отклонений в условиях эксплуатации от стандартных (ровный грунт, низкая скорость, масса груза равномерно распределена на все колеса или колесные опоры, температура окружающей среды от +10С до +30С) вводят коэффициент безопасности S.
6. Химическая стойкость колес. |
Химическая стойкость | Резина | Полиамид | Полипропилен | Термостойкая резина | Полиуритан | Пиоливинил хлорид | Литой металл |
Алкоголь | + | + + | + | + | + + | - | - - |
Аммоний | - | + + | + | - | + + | - | - |
Растительные масла | - | + + | + + | + | + | + | + + |
Минеральные масла | - - | + + | + | + | + | + | + + |
Нефтепродукты | - - | + + | + + | + | + | + | + + |
Растворитель | - | + + | - | - | - - | - | + + |
Вода | + + | + + | + + | + + | + + | + + | - |
Оксид серы 10% | - | - - | + + | + | - | - - | - - |
Молоко | - | + + | + + | + | + + | - | - - |
Морская вода | + | + + | + + | + | + + | + | - - |
Температура (град. С) |
- 30 | - 40 | - 10 | - 60 | - 15 | - 10 | - 100 |
+ 80 | + 80 | + 60 | + 100 | + 85 | + 60 | + 300 |